архитектор Георгий Кузьминский
Во второй половине...

Династия архитекторов Кузьминских (Во второй половине прошлого века)

Архитектор Георгий Георгиевич Кузьминский, родился 6 января 1939г. в г. Севастополе, учился в Ленинграде, в 1967 году вернулся в Севастополь и начал работать в Севастопольском отделении Крымского филиала Киевского “Гипрограда”, где с февраля 1970 года он стал моим руководителем в мастерской архитектора Израиля Ефимовича Фиалко. Руководство продолжалось свыше 20 лет. За это время мы дарили друг другу своих друзей и знакомых, работали, учились и отдыхали.

Редкий, удивительный, необыкновенный, талантливый. Это очень скупой перечень признаков Жоры Кузьминского. Вроде бы так не может быть, чтобы у человека не было, ни врагов, ни даже недоброжелателей. Оказывается может. Он обладал способностью притягивать и объединять. Люди охотно притягивались и объединялись и всегда получали удовлетворение от результата этого непринужденного и обаятельного “насилия”. Тому примеры: организация и проведение больших и малых юбилеев, регулярное проведение Всесоюзных семинаров Союза Архитекторов в Севастополе, не говоря уже о дружеских посиделках.

В 1981 году с группой полиграфистов Георгий Кузьминский и я, благодаря участию и помощи секретаря горкома Анатолия Ивановича Сигоры, поехали в турпоездку в Финляндию. Программа, естественно, была полиграфической. До сих пор не могу понять, как она превратилась в архитектурную. Полиграфисты и мы получили все, что планировалось полиграфического. Кроме того, нам и полиграфистам, к их большому удовольствию, была показана обширная архитектурная программа. Понятно, что группа не догадывалась о “перегрузке”, но Финские подданные (гид и водитель) перерабатывали совершенно осознанно, охотно поддавшись обаянию Севастопольского архитектора.

Нельзя не сказать об отношении Георгия к профессии. Это всегда высокая требовательность к себе и к результату. Результату всегда предшествовал творческий поиск и жесткий отбор. Причем, это не были профессиональные сомнения – это необходимость проверить себя, поскольку, как известно, архитектура является самым дорогим из всех видов искусства. Физическая стоимость объекта архитектуры на много порядков выше стоимости произведения любого другого вида искусства. Кроме того, социальная значимость архитектурного объекта абсолютно безусловна. Книгу можно не читать, картину можно не смотреть, телевизор можно переключить или выключить. Объект есть, он существует, он часть среды нашего обитания, хотим мы этого или не хотим. Архитектор не имеет права обмануть Заказчика и Общество, предложив им товар не гарантированного качества. Кузьминский не обманывал. Никогда. Не мог. Просто не умел. Каждый законченный объект – это премьера. К сожалению, не все коллеги и не всегда относятся к этому правилу, как к аксиоме – нынешнее поколение нередко выбирает пепси. Делать, как для себя, делать так, как будто этот объект последний в твоей жизни – вот творческое кредо архитектора Кузьминского.

Еще один пример отношения к результату. В свое время было проигнорировано мнение архитектурной общественности города относительно качества скульптурной части мемориального комплекса на мысе “Хрустальный”. Началось строительство. Во многом благодаря Кузьминскому к обсуждению данной проблемы были подключены министерства культуры Украины и СССР, Союзы Архитекторов СССР и Украины. Гуманитарные структуры свое отношение к данной проблеме сформулировали следующим образом: признать реализуемый проект (в части скульптуры), как не отвечающий художественным требованиям, предъявляемым к монументальным произведениям всесоюзного масштаба, строительство прекратить, скульптуру демонтировать. С одной стороны выступала большая группа заинтересованных чиновников и специалистов, значительная сумма затраченных средств, результаты начатого строительства видны за многие километры, с другой – принципиальная позиция профессионалов. Победа нравственной позиции над суровой реальностью – это всегда время, нервы, здоровье, это отложенная работа, которая кормит, это борьба с неизвестным результатом. Одному такое не под силу. Многие достойные коллеги и граждане принимали участие в этой борьбе. Но всегда кто-то должен быть чуть впереди, кто-то должен быть мотором. В данном случае таким мотором, или его существенной частью был архитектор Кузьминский.

24 сентября 1995 года, как всегда рано утром, Георгий пошел на море. Рано утром, но чуть позже, мне позвонили. Это казалось невероятным – “морской” человек, отличный ныряльщик и пловец и не выплыл. Сердечный приступ. То, что в январе семидесятого года прошлого века в моей жизни произошло знаменательное событие я понял довольно давно. То, что с сентября девяноста пятого жизнь изменилась – чувствую постоянно. Перефразируя классика, не могу не сказать: всему лучшему, что есть во мне, я обязан Кузьминскому (Жорику – так называли его друзья) Уверен, что я такой не один.

Оценивая различные ситуации в архитектурной жизни нашего города, ловишь себя на мысли, что задаешь себе вопрос: а как бы к этому отнесся Кузьминский. Приведу пример, эпитету “прекрасный” наш город во многом обязан застройке центра. Гуманная архитектура, изысканный масштаб, роскошные детали, прекрасный материал фасадов. Наш известняк экспортировался и экспортируется для отделки (облицовки) фасадов и интерьеров. Имеется в виду, что известняк является финишным, то есть лицевым материалом. Мы его видим, он облагораживает то, что за ним. Он лучше того, что за ним. Известняк – это мрамор, только он младше. Он младший родственник мрамора. Фасады центра – это не облицовка плиткой, это лицевые объемные блоки с обработанной поверхностью. Вопрос! Как бы отнесся архитектор Кузьминский к покраске фасадов, выполненных из известняка? Могу с уверенностью утверждать, - отрицательно. Ведь это означало бы, что мы сознательно возвращаемся во времена, когда домоуправы самозабвенно красили дубовые двери масляной краской за два раза. Конечно, он бы сказал, что невозможно себе представить, чтобы мрамор скульптур Летнего сада был покрашен. В таких случаях принято говорить – как хорошо, что он этого не видит.

Объекты, построенные по проектам архитектора Кузьминского, хорошо известны севастопольцам и часто посещаемы. Они стали неотъемлемой частью города и без них трудно представить сегодняшний Севастополь. Среди таких объектов гостиница “Крым”- первое и единственное на сегодня здание выше 12 этажей. Недалеко от гостиницы, на площади Восставших, расположено самое посещаемое здание – Деловой и культурный центр (бывший дом политического просвещения). На улице Генерала Петрова мы часто бываем в здании междугородной телеграфно-телефонной станции. Это многофункциональное здание также построено по проекту архитектора Кузьминского. Следующий объект архитектуры, расположенный в центре – индивидуальный жилой дом со встроенным почтовым отделением и отделением сбербанка по улице Ленина, 24. На трех площадях центрального кольца нас ждут встречи с произведениями мастера. На площади Ушакова это бюст адмирала, на площади Нахимова – памятный знак в честь основания города, на площади Суворова – бюст генералиссимуса. В сквере по ул. Пушкина – бюст поэта. В Гагаринском районе севастопольцам хорошо известно административное здание, в котором размещается Районная Государственная Администрация и Районный Совет. В Балаклаве, на улице Калича, напротив судоремонтного завода мы видим еще один объект архитектора Георгия Кузьминского – здание клуба-столовой судоремонтного завода. Трехэтажное здание органично вписано в существующий архитектурный комплекс. К сожалению, в настоящее время здание обезображено случайными самовольными надстройками и иными “усовершенствованиями”, что является грубым нарушением авторских прав.

Постройки архитектора Кузьминского объединяет внятность и убедительность объемно-планировочного решения, тщательная проработка деталей. Объекты органично вписаны в окружающую застройку или ландшафт. Следует особо отметить высокую требовательность архитектора к себе и к результату своего труда, что свидетельствует о высокой внутренней культуре, об уважении к заказчику, о понимании социальной ответственности архитектора перед обществом в котором он живет и для которого работает. Архитектурное творчество Георгия Кузьминского неоднократно отмечалось на смотрах-конкурсах, как на республиканском, так и на всесоюзном уровнях.

Дочь Инна окончила архитектурный факультет ЛИСИ. Работает в Санкт-Петербурге. Сын Александр закончил в 2006 году архитектурный факультет ЛИСИ (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет). Работает в Санкт-Петербурге.

К сожалению, ни на одном здании, построенном по проекту архитектора Кузьминского до сих пор нет доски с указанием автора.

Архитектор Александр Гладков
Статья опубликована 29.09.2005 в ежедневной городской информационной газете "Слава Севастополя".



 
дизайн сайта  РА "АДВЕКОН"



Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/eriale/data/www/eriale.ru/e689a15f7e20caf58c7508411875a4e8/sape.php on line 193

Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/eriale/data/www/eriale.ru/e689a15f7e20caf58c7508411875a4e8/sape.php on line 195

Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/eriale/data/www/eriale.ru/e689a15f7e20caf58c7508411875a4e8/sape.php on line 197

Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/eriale/data/www/eriale.ru/e689a15f7e20caf58c7508411875a4e8/sape.php on line 199
система управления  NetCat
продвижение сайта  СЕОмагия